Обязательная маркировка игрушек
Игрушки, как и другие детские товары, – это продукция, которую обязательно нужно маркировать. Такие жесткие правила введены, чтобы избежать попадания на рынок контрафакта, сделанного из сомнительных материалов и содержащего вещества, которые могут навредить здоровью. Бороться с оборотом призвана государственная система «Честный знак».
С марта 2025 года маркировка игрушек в этой системе, когда на товаре размещают специальный код, стала обязательной. Это помогает отследить передвижение продукции, начиная от производственного цеха и заканчивая прилавками и складами.
Это первый этап, когда обязательства по маркировке распространяются на определенные категории. Но к 2027 году присутствие в этой системе станет обязательным для всех участников цепочки по продаже потребительских товаров.
Сроки внедрения обязательной маркировки
Такой масштабный процесс, как внесение потребительских товаров в единую систему учета, не может быть выполнен одномоментно. Поэтому он разбит на этапы.
С марта 2025 года открыта регистрация для производителей, посредников и продавцов. Уже в июне этого же года маркировать продукцию придется в обязательном порядке. Если товар куплен у производителя до 31 мая, он должен быть внесен в реестр до конца лета 2025-го.
Финальный этап внедрения маркировки назначен на 15 февраля 2026 года. С этого дня продавцы при сбыте товаров с кодами обязательно должны передавать информацию в «Честный знак». После этого проданная продукция выводится из оборота и перестает числиться в системе. Кроме того, придется сообщать о выводе из оборота по любым другим причинам, будь то брак или случайная порча товара.
Какие игрушки обязательно нужно маркировать
Если говорить о разновидностях детских товаров, то маркировать нужно практически всю такую продукцию. В список исключений входят только трехколесные велосипеды, елочные игрушки и воздушные шарики, помещенные в единую упаковку для перевозки. Избежать маркировки можно, когда речь идет о товарах, экспортируемых за пределы Евразийского экономического союза, и о маркетинговой продукции, которая не попадет на прилавки.
Список кодов в таблице
Каждой категории детских товаров присвоен определенный код в классификаторе таможенных операций.
Код в системе ТН ВЭД |
Разновидность продукции |
9503 00 |
Куклы и кукольные коляски, самокаты, педальные машины, модели транспорта, головоломки и прочие игрушки. |
9504 40 000 0 |
Карточные игры. |
9504 90 100 0 |
Электрические гоночные машинки. |
9504 90 800 9 |
Комнатные и настольные игры. |
Выбор цифр в таком коде не случаен – он несет определенную информацию. С его помощью можно узнать группу, подгруппу и категорию, к которым относится детский товар. Также в коде отображается ставка пошлины.
Зачем нужны коды ТН ВЭД и ОКПД 2
Коды из товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, указанные выше, нужны для разных целей. Это:
- Проверка лицензий и сертификатов.
- Оформление товаров на таможне.
- Таможенная аналитика.
- Расчет пошлин и налогов.
Также есть коды из классификатора продукции по видам деятельности – это ОКПД 2. Они нужны для сертификации товаров в ходе внешней торговли. Пригодится он и для участия в госзакупках.
Какие нюансы возникают при маркировке игрушек
Есть правила нанесения маркировки – код должен находиться на игрушке, упаковке или этикетке. Недопустимы нечитабельные маркеры или наклейки, которые можно с легкостью снять. При этом нужно учитывать специфику игрушки, чтобы правильно ее промаркировать. Так, сложные конструкции и пульты, нужные для управления, идут под разными кодами.
На процесс маркировки влияет и материал, из которого сделан детский товар. Для тканевых изделий рекомендовано использовать вшивные текстильные этикетки – именно на них стоит наносить код, чтобы он не стерся и не потерялся.
Если игрушка поставляется в наборе, здесь тоже придется учитывать нюанс, связанный с маркировкой. Придется использовать один код на весь набор, а также использовать отдельную маркировку для значимых компонентов. Но это правило не распространяется на наборы, в который включены однотипные игрушки.
Несмотря на строгую регламентацию маркировки, система «Честный знак» не выдвигает единых требований к дизайну и размеру этикеток, на которых будет нанесен код. Благодаря этому можно подготовить и напечатать любые этикетки, соответствующие дизайну и размерам игрушки.
Учитывайте, что маркетплейсы могут выдвигать свои требования к размерам этикетки и цвету шрифта, поэтому заранее убедитесь, что внешний вид ярлыка соответствует правилам торговой площадки. Чтобы не совершить ошибку с маркировкой товаров, можете обратиться в компанию КВТ – специализируемся на предоставлении таких услуг.
Если занимаетесь оптовой торговлей, можно использовать коды агрегации, чтобы идентифицировать содержимое групповой упаковки. Это избавляет от потери времени при проверке оптовых поставок.
Сколько придется заплатить за коды
Каждый код стоит 50 копеек. Но есть исключение, когда можно получить их бесплатно – это возможно при маркировке товаров, которые уже закуплены.
Ввиду того, что затраты на кодирование становятся обязательными, предпринимателям нужно соблюсти ряд условий:
- Обзавестись усиленной электронной подписью.
- Подключить ЭДО.
- Зарегистрироваться в системе «Честный знак».
Также придется купить принтер, если до этого обходились без него. Подойдет и обычный принтер, но для печати этикеток лучше использовать специализированное оборудование. И этим список техники, которая пригодится для работы с кодами, не ограничивается.

Какое оборудование нужно для маркировки
Специальный термотрансферный принтер пригодится, если хотите печатать этикетки, которые не выгорят на солнце и не отклеятся через несколько дней. Потребуется и сканер, чтобы проверять метки, которые поставил производитель. При желании его можно заменить мобильным приложением «Честный Знак.Бизнес» – оно пригодится не только для сканирования, но и для оформления документов.
Набор оборудования зависит от того, какое место в торговой цепочке занимает ваша компания. Поэтому в таблице мы разместили полный список оснащения с указанием сфер, где оно пригодится.
Оборудование |
Производители и импортеры |
Оптовые компании |
Розничная торговля |
Онлайн-касса |
нет |
нет |
да |
2D-сканер |
да |
да |
да |
Терминал сбора данных |
да |
да |
да |
Принтер этикеток |
да |
да |
да |
Регистратор эмиссии |
да |
нет |
нет |
Регистратор выбытия |
нет |
нет |
да |
Если не хотите самостоятельно заниматься маркировкой и оформлением сопутствующей документации, обратитесь к помощи специалистов – компания КВТ поможет.
Ответственность за нарушение сроков или отсутствие маркировки
Любое нарушение правил маркировки повлечет за собой санкции – это может быть предупреждение, но, скорее всего, придется заплатить штраф. Для должностных лиц его размер будет не более 20 тысяч рублей, а если оштрафована компания, наказание будет варьироваться в пределах от 100 тысяч до 300 тысяч рублей. Если нарушение квалифицировано как совершенное в особо крупном размере, дело может дойти до уголовной ответственности. Воспользуйтесь услугами профессионалов, чтобы избежать неприятных ситуаций, связанных с нарушениями в сфере маркировки – позвоните в компанию КВТ, чтобы проконсультироваться.