Таможенное оформление алкогольной продукции
Самое короткое и чёткое правило — для ИП: полный запрет на импорт и экспорт алкогольной продукции. Физлица (естественно, совершеннолетние) имеют право ввозить без пошлины 3 литра плюс ещё 2 — с платой (на данный момент 10 евро за каждый литр спиртосодержащей продукции и 22 евро — за спирт этиловый).
(В соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) физическим лицам, достигшим 18-летнего возраста, разрешено ввозить алкогольные напитки и пиво в количестве 3 л. без уплаты таможенных пошлин и налогов.
В случае ввоза более 3 л., но не более 5 л., следует уплатить 10 евро за 1 л. в части превышения количественной нормы 3 л. При этом алкогольные напитки и пиво общим объемом более 5 л. в качестве товара для личного пользования ввозить запрещено.
Также на территорию ЕАЭС разрешено ввозить этиловый спирт в количестве до 5 л. включительно, за каждый литр такой продукции уплачивается 22 евро.)
Особенности таможенного оформления алкогольной продукции
Юридические лица не имеют ограничений в объемах поставок алкогольной продукции.
Юридические лица, осуществляющие коммерческую деятельность, связанную с ввозом алкогольной продукции, ее хранением и оборотом на территории РФ должны:
1. Получить лицензию Росалкогольрегулирования.
Лицензия Росалкогольрегулирования на импорт некоторых видов слабоалкогольной продукции: сидра, пива, медовухи не требуется.
Юридическим лицам, которые занимаются ввозом алкогольных напитков с этиловым спиртом крепостью свыше 15%, их хранением и сбытом в РФ и странах ЕАЭС требуется лицензия Росалкогольрегулирования.
Для получения лицензии юридическое лицо предоставляет в Росалкогольрегулирование заявку и пакет документов (полный перечень необходимых документов опубликован на официальном сайте организации)
Провести таможенное оформление коммерческих партий алкогольной продукции без лицензии не представляется возможным.
- акцизный сбор;
- пошлина;
- НДС в размере 20%.
- вид напитка;
- крепость;
- в каком государстве произведён алкоголь.
- Документ, подтверждающий факт купли-продажи (он же договор, он же контракт). Импортёр и экспортёр не просто фиксируют факт сделки, но и указывают в документе стоимость товара и степень ответственность каждой из сторон.
- Счёт-фактура или попросту инвойс. Здесь нужны точные данные о количестве товара, стоимости каждой единицы, итоговый прайс, множество другой информации, включая условия оплаты.
- Авианакладные и/или иные транспортные документы. В них должно быть указано: точный маршрут, данные перевозчика, условия договора о перевозке. Именно этот документ подтверждает сам факт транспортировки товара.
- Упаковочный лист: вид тары, габариты каждого места (вес и размер), общее количество упаковок.
- И основной документ — Декларация. В ней перевозчик предоставляет таможенной службе подробную информацию: цена товара, его характеристики, страна-производитель и дополнительные данные, связанные непосредственно с поставкой. Подаётся Декларация в электронной форме.
- Акцизные марки — на каждой бутылке (банке).
- Сертификаты (либо декларация) — подтверждение, что продукт соответствует требованиям качества по регламентам РФ и ТС.
- Сертификат происхождения — указание страны, где был создан товар. Данное требование действует для вин конкретных производителей.
- Подтверждение права на импорт — лицензия Росалкогольрегулирования.
- Этикетка и контрэтикетка на каждой единице товара: на них должен быть указан состав продукта, объём, изготовитель, крепость, дополнительные критерии — например, плотность пива.
- Санитарно-эпидемиологическое заключение. Могут потребоваться и достаточно специфичные документы — заключение фитоконтроля (если в продукте присутствует растительная составляющая), ветеринарного контроля (при наличии компонентов животного происхождения).
- В редких случаях необходим и «Сертификат свободной продажи» — он подтверждает, что данный вид алкоголя не запрещён в стране, где он произведён.
- Штраф — за частичную (а тем более полную) неуплату таможенных платежей и нарушение требований маркировки.
- Конфискация — если товар признан ввезённым нелегально.
- Административный арест — на практике используется редко, но допускается законом.
- Лишение свободы на реальный срок — если товар признан контрабандой (то есть был скрыт от прохождения таможенных процедур).
- Также уголовная ответственность предусмотрена, если продукция произведена или введена в оборот без полного пакета разрешительных документов и лицензий.
2. Зарегистрироваться в системе ЕГАИС.
После получения лицензии Росалкогольрегулирования юридическое лицо должно зарегистрироваться в системе ЕГАИС. Российское законодательство в области оборота алкогольной продукции требует, чтобы информация о каждой единице товара была зафиксирована в единой базе данных. Регистрация в системе ЕГАИС обязательна для всех организаций, вне зависимости от наличия или отсутствия лицензии Росалкогольрегулирования, а также вида, крепости, страны происхождения поставляемой (хранимой и реализуемой) алкогольной продукции.
3. Ввезти в РФ (страны ЕАЭС) образцы товаров для проведения лабораторных испытаний и сертификации. Образцы товара ввозятся для испытаний до поставки основной партии.
Ввозимая из-за рубежа алкогольная продукция должна соответствовать требованиям Технического регламента ЕАЭС (ТС), в частности, Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), Технический регламент Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011) Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности алкогольной продукции" (ТР ЕАЭС 047/2018)
Оценка алкогольной продукции на соответствия требованиям технических регламентов производится в форме декларирования соответствия. На новые разновидности алкогольной продукции требуется получить Свидетельство о государственной регистрации в соответствии с положениями ТР ТС 021/2011. Ввозимая из-за рубежа алкогольная продукция должна иметь на этикетке информацию на русском языке о названии товара, производителе, сроке годности, информацию о составе, и иные обязательные сведения.
4. Приобрести соответствующие акцизные марки на таможне для нанесения на потребительскую упаковку. Марки предоставляются импортерам на основании внешнеэкономического контракта и заявления. Запрос в таможенный орган; нужно подать за 3 месяца до ввоза первой партии товаров. Количество акцизов должно быть равным количеству товаров, указанном в контракте.
5. Выполнить таможенное оформление алкогольной продукции и уплатить таможенные сборы,пошлины, НДС и акцизы в требуемом размере.
Строгий регламент предусмотрен законом для юридических лиц. Помимо правил провоза через границу и уплаты таможенных платежей, существует основное требование — маркировка спиртосодержащего товара. Консультацию и сопровождение таможенного оформления надёжнее поручить профессионалу — слишком много различных законов и правил регламентируют каждый шаг пересечения товаром границы.
Обязательные платежи для всех видов алкогольной продукции:
Важно: регистрация в ЕГАИС потребуется независимо от вида спиртосодержащей продукции. КАЖДАЯ единица товара должна быть промаркирована — её путь прослеживается с момента таможенного контроля до реализации конечному потребителю. Компания КВТ предлагает полный набор услуг — от расчёта пошлины до полного сопровождения груза. Специалисты окажут поддержку в импорте и экспорте, выполнят корректировку таможенной стоимости.
Акцизы и пошлина — величины не постоянные, зависят от ряда критериев:
Для напитков слабее 15% дополнительная лицензия не потребуется. А свыше этого показателя необходимо оформить разрешение Федеральной службы по контролю алкогольной и табачной продукции. Пиво и прочие слабоалкогольные напитки должны проходить регистрацию в системе «Честный знак»
Краткий обзор документов для таможенного оформления
Существует два основных пакета документов — первый относится к общей категории, обязательной для всех видов алкоголя:
Пакет главных документов для импорта спиртосодержащей продукции:
Задача таможенного брокера — контролировать соответствие собранных документов, помогать в их оформлении и прохождении всех этапов легального пересечения границы. Специалисты компании КВТ обеспечивают расчёты по таможенным платежам и акцизам, регулируют общую стоимость растаможки.
Даты, штрафы, ответственность
Полный перенос маркировки в Россию ориентирован на 1 сентября 2025 года. Но много нюансов, связанных с конкретной страной-производителем, а также объёмом перевозимой партии товара. Начался данный эксперимент в 2021 году, продлён до 31 мая 2026 года. Что это означает на практике: в период сентябрь 2025 по 1 марта 2026 года маркировка может быть нанесена ДО таможенной процедуры — непосредственно производителем в его стране.
Для любой продукции, и алкоголь не исключение, предусмотрен целый набор административных и уголовных наказаний за нарушение таможенных правил.
Административные меры:
Уголовно наказуемые деяния:
На переходный период могут применяться дополнительные правки, исходя из актуальной ситуации и вида продукции.
Поддержка профессионалов — консультации и оформление документов специалистами КВТ
Точное соблюдение всех многочисленных законов и правил по прохождению таможни — это гарантия отсутствия штрафов, а тем более уголовной ответственности. Правильно составленный пакет документов и грамотное оформление позволят пересечь границу с минимальными затратами времени и финансов импортёра.
Брокеры КВТ обеспечат подготовку сопроводительных материалов, отследят каждый этап прохождения таможни.
Если возникнет необходимость в дополнительной информации — специалист мгновенно выходит на связь с заказчиком и недостающий документ оперативно будет оформлен и передан таможенникам. Вы своевременно предоставляете первичные документы — мы выполняем всю работу по беспроблемному и быстрому ввозу алкогольной продукции.