Таможенное оформление яхт
Купить яхту за границей – хорошая идея, ведь, как правило, стоимость плавсредства в Швеции, Финляндии и других странах оказывается ниже, чем в России. А некоторые модели и вовсе можно найти только за рубежом. Кстати, по статистике Министерства торговли РФ, импортные яхты занимают основной сегмент отечественного яхтенного рынка.
Сразу стоит оговориться, что сумма всех обязательных платежей для ввозимых в Россию яхт может составлять до трети, а то и половины их стоимости. Какую точно сумму платежей будет подразумевать растаможка яхты в России, как сэкономить на таможенном оформлении и какие есть особенности при ввозе яхт – расскажем в этой статье.
Каждому плавсредству – будь то яхта, моторная лодка, катер – соответствует свой уникальный код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Именно кодом определяются ставки таможенных пошлин, НДС, а также меры технического регулирования (т.е. дополнительная документация, подтверждающая, например, безопасность продукции).
Nota bene!
Яхты, лодки и катера подлежат обязательной сертификации. Проверяется соответствие ТР ТС РФ «О безопасности маломерных судов». В результате выдается сертификат соответствия ТР ТС РФ и сертификат Евро. Последний необходимо получать на все морские ТС с ДВС. Помимо прочего, оформляется пожарный сертификат. Эта документация готовится заранее, до перемещения плавсредства через границу, т.к. предъявляется таможне в момент таможенного оформления. Недостача документов приводит к приостановке выпуска товара (т.е. он “зависнет” на платном складе временного хранения в зоне таможенного контроля на то время, пока вы дополучаете и предоставляете необходимые документы).
Сколько стоит растаможить яхту, лодку или катер?
Таможенные пошлины и НДС рассчитываются от таможенной стоимости товара. Причем в случае с водным транспортом таможня может проигнорировать документы, подтверждающие оплату продавцу, и взять за основу другие данные. Например, из каталогов, находящихся в её распоряжении. Нередко такая стоимость оказывается выше заявленной покупателем. Для доказательства фактически уплаченной стоимости нужно запастись терпением и дополнительными документами, подтверждающими настоящую стоимость. С этой частью обычно помогает таможенный представитель. От таможенной стоимости и будут рассчитываться подлежащие уплате платежи.
Ставка таможенной пошлины будет зависеть от типа судна. На основании характеристик подбирается код товара из товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). Правильно подобранный код ТН ВЭД подскажет размер таможенных пошлин – это может быть 10, 15 или 20% от стоимости.
Кроме таможенной пошлины уплачивается НДС в размере 20%. Но здесь есть приятная новость – НДС можно вернуть, если зарегистрировать судно в Российском международном реестре судов. В течение 45 дней после выпуска судна с таможни декларант обязан представить в таможенный орган свидетельство о регистрации судна в международном реестре судов. Тогда условно уплаченный НДС будет возвращен. Т.е. фактически сумму НДС придется сперва отдать таможне “на хранение”, а когда таможня получит свидетельство о регистрации в РМРС, деньги вернут.
Также потребуется уплатить таможенный сбор за обработку декларации таможней. Его величина тоже зависит от таможенной стоимости товара. Диапазон сбора – от 775 до 30 тыс. рублей.
Не забываем про услуги квалифицированного таможенного представителя.
Временный ввоз арендованной яхты или лодки
Российское законодательство позволяет ввезти плавсредство временно, благодаря чему можно попользоваться яхтой или лодкой в течение года, а затем вывезти из России. Таким образом не нужно будет ни уплачивать таможенные пошлины, ни НДС.
А в 2023 году законодательство в этой части ещё и либерализовали: государство освободило арендаторов яхт от внесения обеспечения уплаты таможенных платежей при процедуре временного ввоза яхты. Воспользоваться послаблением можно, если выполняется несколько условий:
- это парусное судно со вспомогательным двигателем или без него/ лодка моторная или катер длиной более 7,5 метра и массой более 100 кг, оборудованные палубой и каютой (каютами);
- классифицируется кодом ТН ВЭД 8903;
- зарегистрировано в иностранном государстве;
- заключен договор бербоут/тайм-чартера с физическим лицом из ЕАЭС;
- яхта ввозится для личных целей (спорт, отдых или туризм).
При оформлении ввоза яхты или другого плавсредства стоит выбрать надёжного таможенного представителя, имеющего релевантный опыт работы, а также соблюдать все требования законодательства. Тогда таможенное оформление яхты, лодки или катера пройдет как по маслу.