24 марта 2025

Cписок товаров подлежащих маркировке "Честный знак"

Маркировка — это цифровое удостоверение товара, которое подтверждает его легальность, качество, соответствие стандартам. Для потребителя (а следовательно, и для продавца, заботящегося о своей репутации) торговая марка означает, что продукт прошёл проверку качества, производитель действует законно, а главное — исключена малейшая возможность фальсификата. Контролирующие структуры могут проверять происхождение товара, дату выпуска и конечный срок реализации, отслеживать весь путь от производителя до конечного потребителя.

Как это выглядит на практике:

  • производитель маркирует собственную продукцию;
  • информация направляется регулятору;
  • дистрибьютор получает данные и проверяет их, а после приобретения товара сообщает сведения в «Честный знак»;
  • розничный продавец сверяет код, ставит в известность надзорные органы;
  • при реализации товара информация отражается в общей базе данных.

Таким образом, в цепочке задействован каждый из участников торговой операции, исключена возможность не только «левых» товаров, но и ошибки со сроками годности. Маркировка отражает всю информацию о товаре — от места производства до состава продукта. Теперь невозможен не только контрафакт, но и просроченная продукция. 

Информация содержится в общем каталоге. Каждая единица товара отмечена на всём пути от производителя к потребителю, выбывая из единой базы только после реализации. 

Какая продукция сегодня невозможна без маркировки

Серьёзное расширение ожидает в 2025 году товары лёгкой промышленности. Маркировке подлежит практически вся продукция этого сектора — от маек до головных уборов, от галстуков до перчаток. Ни детская одежда, ни пижамы, ни носки без маркировки не допускаются к реализации уже с 1 марта.

Изменения затронут и рынок растительного масла. Внимание: остатки немаркированной продукции допустимо реализовать вплоть до окончания срока годности масла, но при условии, что оно было произведено либо импортировано до начала даты маркировки.

Уже в 2024 году стала обязательной маркировка масла в пластике и стекле, с февраля 2025 это правило распространяется на любые виды тары. А с 1 ноября вступает в силу новый комплекс правил (по ЭДО, отчётности, указаниям причин вывода из оборота).

Переход на поэкземплярный учет и обязательный вывод из оборота запланированы на 2026 год. Как и для других маркированных товаров, предусмотрено сканирование в момент розничной продаже (задача для кассира).

Для пива изначально предъявлялись строгие требования к маркировке. Основные изменения (кратко), возникшие в этом году — обязателен именно электронный вариант документооборота, а при совершении передачи товара между юридическими лицами потребуется отчёт в «Честный знак». С сентября необходим поэкземплярный учёт для проведения торговых операций в потребительской упаковке плюс непременное использование ЭДО для такой формы реализации.

Важно: для безалкогольного пива выводятся из оборота немаркированные товары, которые были ввезены в РФ до 1 октября 2024 года, исключение — напитки со сроком годности свыше 365 дней. Для других безалкогольных напитков схема более сложная, зависящая не только от конкретного наименования продукции (соки, морсы и прочее), но и вида упаковки. При этом абсолютный переход на общие правила маркировки для безалкогольных напитков запланирован на 2026 год.

С консервами схема проще: независимо от производителя (крупное промышленное предприятие, крестьянское или фермерское хозяйство), перед вводом в оборот продукция должна получать код для большинства наименований: из мяса и грибов, из овощей и ягод, из фруктов и мясных субпродуктов. Правило вступило в силу с 1 марта 2025 года.

Для молочной продукции большинство требований относится к товарам, срок годности которых начинается от 40 суток — ряд цельно- и кисломолочных товаров, включая мороженое и сыры.

Работа с кормами для животных аналогична реализации пива и безалкогольных напитков, но с поправкой: с 1 ноября информация будет сверяться с системой ветеринарного контроля «Меркурий». Медицинские изделия и ветеринарные препараты потребуют поэкземплярный учёт.

Правила 2025 года

Главное: ввести остатки в оборот следует ДО 30 ноября 2025 года. «Просроченные» коды будут просто аннулированы. Коротко об алгоритме работы с остатками:

  1. Регистрация и пополнение баланса в системе «Честный знак».
  2. Добавление остатков в каталог, при этом по каждому товару нужная карточка с указанием кодов и основной информации.
  3. Заказ кодов на остатки.
  4. Нанесение кодов на товар.
  5. Ввод товара в оборот (отправка информации, что данный продукт готов к реализации).

При этом импортёры в пределах Евразийского союза обязаны предоставлять информацию в «Честный знак» ДО пересечения границы товаром.

Маркированный товар

Административная, финансовая, уголовная ответственность 

Если речь идёт о нарушении закона в сговоре рядом лиц, а также при крупных суммах, то штраф может достигать 1 миллиона рублей, а реальный срок лишения свободы составит до пяти лет. За меньшие масштабы санкции зависят от конкретного товара. Табачные изделия, пиво, слабоалкогольные товары — здесь предусмотрена административная ответственность: должностным лицам придётся заплатить от 30 до 50 тысяч, юридическим — от 300 000 до 500 000. Для остальной продукции ответственность юрлиц ограничивается выплатой 50-300 тысяч рублей, для должностных — 5-10 тысяч. И ВО ВСЕХ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ СЛУЧАЯХ ОБЯЗАТЕЛЬНА КОНФИСКАЦИЯ ТОВАРА С НАРУШЕНИЕМ МАРКИРОВКИ.

Помимо прямых противоправных действий существует и ряд несоблюдения правил (здесь также предусмотрены штрафы, но размеры не столь значительны — максимум 100 000 рублей). Что относится к таким нарушениям:

  • представленные сведения не отражают полную информацию;
  • продукция передана другому юридическому лицу, а информация не направлена в систему маркировки;
  • данные не совсем достоверны (например, неправильно указан состав продукта);
  • регистрация не произведена в должные сроки;
  • проблемы с усиленной электронной подписью;
  • не соблюдаются сроки отправки информации.

Также наказуемо, если коды хоть и соответствуют норме, нанесены на товар, НО при этом НЕ ВВЕДЕНЫ в оборот. Такие товары можно хранить и транспортировать, НО ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРОДАВАТЬ оптом или в розницу. Несоблюдение сроков влечёт штрафы в зависимости от статуса: если нарушитель должностное лицо, то он заплатит 1-10 тысяч рублей, малое юридическое лицо 25 000-50 000, крупное юрлицо — до 100 000 рублей (для нарушения сроков маркировки по лекарственным препаратам 5-10 тысяч рублей для должностного лица).

Техническое решение и необходимое оборудование

Потребуется не только оформление документации, но и приобретение технического оснащения. Стандартный комплект:

  • регистратор эмиссии;
  • принтер этикеток;
  • терминал по сбору данных либо 2D-сканер (беспроводной намного удобнее, но и стоимость его выше).

Современный рынок позволяет приобрести любой из этих аппаратов по отдельности (если часть оборудования уже имеется) или выбрать комплексное решение.

Перемаркировка

Если товар уже был внесён в каталог, регистрация повторно не требуется, но маркировку восстановить потребуется. В каких случаях чаще всего выполняется эта задача:

  • физическая проблема этикетки с кодом — она утеряна, намокла, разорвана или просто выгорела на солнце;
  • техническая причины — сканер не читает код;
  • выявлена неточность в описании товара;
  • продукция, предназначенная для вывоза в страны таможенного союза, переориентирована на российский рынок;
  • возникла необходимость реализовать товар, который был приобретён для собственных нужд (как правило, это не относится к пищевым продуктам).

Заказываются новые коды с указанием причины перемаркировки и наносятся на товар.

Наклейка для штрихкода

Информация для производителей

К материалу этикеток строгих требований нет — допускаются бумажные, пластиковые, картонные. Форма возможна как в виде квадрата, так и прямоугольника. А вот правила оформления прописаны чётко (об ответственности за их нарушения было сказано выше):

  1. Наклейку невозможно оторвать от товара, не повредив до полной непригодности.
  2. Для каждого товара допустим лишь один код. 
  3. Для разных товаров запрещено наносить один и тот же код.
  4. Наклейка должна быть расположена таким образом, чтобы её можно было без проблем отсканировать не только специальным прибором, но и смартфоном.
  5. Код не должен располагаться так, чтобы препятствовать чтению другой информации на товаре.

Для нанесения маркировки используется аппликатор. Производится в двух вариантах — автоматический и ручной. Плюс ручных моделей — демократичная стоимость (в районе 10 тысяч рублей), минус — работа требует много времени и не исключён брак. Автоматический: преимущества — скорость, простота работы, исключены ошибки. Минус — цена порядка 150 тысяч рублей.

В последние годы многие производители используют универсальное устройство, совмещающее принтер и аппликатор. Очень удобен и при длительной эксплуатации означает экономию в изготовлении большого количества наклеек. Но потребуется начальный большой расход — самые бюджетные модели такого комбинированного устройства стоят начиная от 300 000 рублей. Внимание: при покупке техники не забудьте, что нужно приобрести программное обеспечение, к тому же потребуется оплата тарифа.

Алгоритм для производителя:

  1. Оформление УКЭР — без неё регистрация невозможна.
  2. Регистрация в ГС1 РУС (с получением логина и пароля к учётной записи).
  3. Непосредственно регистрация в «ЧЗ». Если подготовка проведена грамотно, то заявка будет одобрена в течение суток.
  4. Заполнение профиля. 
  5. Подписание договора.
  6. Подключение оборудования к маркировочной системе — после этого этапа производитель сможет заказывать коды, регистрировать свой товар и вводить его в оборот.
  7. Установка программы отчёта, какой именно — на усмотрение владельца.
  8. Внедрение ЭДО.

Тестируем оборудование, обучаем персонал — и работаем. Теперь можно получать код, распечатывать наклейки с маркировкой и наносить их на товары.

Вниманию производителей: существуют (и регулярно обновляются) программы поддержки. Актуальную информацию постоянно можно получить на сайте «ЧЗ». Самая распространённая льгота — частичная компенсация расходов на маркировочное оборудование. В прошлом году множество производителей безалкогольных напитков воспользовалось рассрочкой (беспроцентной) и компенсацией затрат до 50%. Частичные льготы были ориентированы на производителей молочной продукции.

Для розничного сектора алгоритм подключения к системе схож, отличия будут в зависимости от характера реализуемых товаров и суммарного объёма торговли. Естественно, им не нужно приобретать устройства для создания и нанесения этикеток, но потребуется онлайн-касса. А компьютерное обеспечение подходит практически любое, начиная от Windows 7. Несут ответственность и маркетплейсы — их задача: проконтролировать вывод кода проданного товара из оборота.

Подводим итоги

Перечень товаров для обязательной маркировки расширяется ежегодно. Начинается со стадии эксперимента, затем вносятся чёткие требования к каждой группе продукции. Общие плюсы системы:

  • исключение подделок как в оптовой, так и в розничной торговле;
  • расширяются возможности маркетинга — можно легко проследить всю цепочку производитель-покупатель;
  • получает дополнительные возможности система логистики — легче планировать систему движения и хранения товаров;
  • автоматический контроль цен на все группы продукции;
  • никакого ухода от уплаты налога;
  • невозможность реализовать просроченный товар.

Дополнительное преимущество получил и рядовой покупать в момент покупки — с помощью обычного смартфона он сможет сканировать код и уточнить информацию о составе, включая состав продукта. В настоящее время отрегулирован и не создаёт проблем возврат покупателем товара. 

Таможенный брокер КВТ делает идеальное доступным.

Позвоните и убедитесь сами +7 (495) 107-02-72