Cписок товаров подлежащих маркировке "Честный знак"
Как это выглядит на практике:
- производитель маркирует собственную продукцию;
- информация направляется регулятору;
- дистрибьютор получает данные и проверяет их, а после приобретения товара сообщает сведения в «Честный знак»;
- розничный продавец сверяет код, ставит в известность надзорные органы;
- при реализации товара информация отражается в общей базе данных.
Таким образом, в цепочке задействован каждый из участников торговой операции, исключена возможность не только «левых» товаров, но и ошибки со сроками годности. Маркировка отражает всю информацию о товаре — от места производства до состава продукта. Теперь невозможен не только контрафакт, но и просроченная продукция.
Информация содержится в общем каталоге. Каждая единица товара отмечена на всём пути от производителя к потребителю, выбывая из единой базы только после реализации.
Какая продукция сегодня невозможна без маркировки
Серьёзное расширение ожидает в 2025 году товары лёгкой промышленности. Маркировке подлежит практически вся продукция этого сектора — от маек до головных уборов, от галстуков до перчаток. Ни детская одежда, ни пижамы, ни носки без маркировки не допускаются к реализации уже с 1 марта.
Изменения затронут и рынок растительного масла. Внимание: остатки немаркированной продукции допустимо реализовать вплоть до окончания срока годности масла, но при условии, что оно было произведено либо импортировано до начала даты маркировки.
Уже в 2024 году стала обязательной маркировка масла в пластике и стекле, с февраля 2025 это правило распространяется на любые виды тары. А с 1 ноября вступает в силу новый комплекс правил (по ЭДО, отчётности, указаниям причин вывода из оборота).
Переход на поэкземплярный учет и обязательный вывод из оборота запланированы на 2026 год. Как и для других маркированных товаров, предусмотрено сканирование в момент розничной продаже (задача для кассира).
Для пива изначально предъявлялись строгие требования к маркировке. Основные изменения (кратко), возникшие в этом году — обязателен именно электронный вариант документооборота, а при совершении передачи товара между юридическими лицами потребуется отчёт в «Честный знак». С сентября необходим поэкземплярный учёт для проведения торговых операций в потребительской упаковке плюс непременное использование ЭДО для такой формы реализации.
Важно: для безалкогольного пива выводятся из оборота немаркированные товары, которые были ввезены в РФ до 1 октября 2024 года, исключение — напитки со сроком годности свыше 365 дней. Для других безалкогольных напитков схема более сложная, зависящая не только от конкретного наименования продукции (соки, морсы и прочее), но и вида упаковки. При этом абсолютный переход на общие правила маркировки для безалкогольных напитков запланирован на 2026 год.
С консервами схема проще: независимо от производителя (крупное промышленное предприятие, крестьянское или фермерское хозяйство), перед вводом в оборот продукция должна получать код для большинства наименований: из мяса и грибов, из овощей и ягод, из фруктов и мясных субпродуктов. Правило вступило в силу с 1 марта 2025 года.
Для молочной продукции большинство требований относится к товарам, срок годности которых начинается от 40 суток — ряд цельно- и кисломолочных товаров, включая мороженое и сыры.
Работа с кормами для животных аналогична реализации пива и безалкогольных напитков, но с поправкой: с 1 ноября информация будет сверяться с системой ветеринарного контроля «Меркурий». Медицинские изделия и ветеринарные препараты потребуют поэкземплярный учёт.
Правила 2025 года
Главное: ввести остатки в оборот следует ДО 30 ноября 2025 года. «Просроченные» коды будут просто аннулированы. Коротко об алгоритме работы с остатками:
- Регистрация и пополнение баланса в системе «Честный знак».
- Добавление остатков в каталог, при этом по каждому товару нужная карточка с указанием кодов и основной информации.
- Заказ кодов на остатки.
- Нанесение кодов на товар.
- Ввод товара в оборот (отправка информации, что данный продукт готов к реализации).
При этом импортёры в пределах Евразийского союза обязаны предоставлять информацию в «Честный знак» ДО пересечения границы товаром.

Административная, финансовая, уголовная ответственность
Если речь идёт о нарушении закона в сговоре рядом лиц, а также при крупных суммах, то штраф может достигать 1 миллиона рублей, а реальный срок лишения свободы составит до пяти лет. За меньшие масштабы санкции зависят от конкретного товара. Табачные изделия, пиво, слабоалкогольные товары — здесь предусмотрена административная ответственность: должностным лицам придётся заплатить от 30 до 50 тысяч, юридическим — от 300 000 до 500 000. Для остальной продукции ответственность юрлиц ограничивается выплатой 50-300 тысяч рублей, для должностных — 5-10 тысяч. И ВО ВСЕХ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ СЛУЧАЯХ ОБЯЗАТЕЛЬНА КОНФИСКАЦИЯ ТОВАРА С НАРУШЕНИЕМ МАРКИРОВКИ.
Помимо прямых противоправных действий существует и ряд несоблюдения правил (здесь также предусмотрены штрафы, но размеры не столь значительны — максимум 100 000 рублей). Что относится к таким нарушениям:
- представленные сведения не отражают полную информацию;
- продукция передана другому юридическому лицу, а информация не направлена в систему маркировки;
- данные не совсем достоверны (например, неправильно указан состав продукта);
- регистрация не произведена в должные сроки;
- проблемы с усиленной электронной подписью;
- не соблюдаются сроки отправки информации.
Также наказуемо, если коды хоть и соответствуют норме, нанесены на товар, НО при этом НЕ ВВЕДЕНЫ в оборот. Такие товары можно хранить и транспортировать, НО ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРОДАВАТЬ оптом или в розницу. Несоблюдение сроков влечёт штрафы в зависимости от статуса: если нарушитель должностное лицо, то он заплатит 1-10 тысяч рублей, малое юридическое лицо 25 000-50 000, крупное юрлицо — до 100 000 рублей (для нарушения сроков маркировки по лекарственным препаратам 5-10 тысяч рублей для должностного лица).
Техническое решение и необходимое оборудование
Потребуется не только оформление документации, но и приобретение технического оснащения. Стандартный комплект:
- регистратор эмиссии;
- принтер этикеток;
- терминал по сбору данных либо 2D-сканер (беспроводной намного удобнее, но и стоимость его выше).
Современный рынок позволяет приобрести любой из этих аппаратов по отдельности (если часть оборудования уже имеется) или выбрать комплексное решение.
Перемаркировка
Если товар уже был внесён в каталог, регистрация повторно не требуется, но маркировку восстановить потребуется. В каких случаях чаще всего выполняется эта задача:
- физическая проблема этикетки с кодом — она утеряна, намокла, разорвана или просто выгорела на солнце;
- техническая причины — сканер не читает код;
- выявлена неточность в описании товара;
- продукция, предназначенная для вывоза в страны таможенного союза, переориентирована на российский рынок;
- возникла необходимость реализовать товар, который был приобретён для собственных нужд (как правило, это не относится к пищевым продуктам).
Заказываются новые коды с указанием причины перемаркировки и наносятся на товар.
Информация для производителей
К материалу этикеток строгих требований нет — допускаются бумажные, пластиковые, картонные. Форма возможна как в виде квадрата, так и прямоугольника. А вот правила оформления прописаны чётко (об ответственности за их нарушения было сказано выше):
- Наклейку невозможно оторвать от товара, не повредив до полной непригодности.
- Для каждого товара допустим лишь один код.
- Для разных товаров запрещено наносить один и тот же код.
- Наклейка должна быть расположена таким образом, чтобы её можно было без проблем отсканировать не только специальным прибором, но и смартфоном.
- Код не должен располагаться так, чтобы препятствовать чтению другой информации на товаре.
Для нанесения маркировки используется аппликатор. Производится в двух вариантах — автоматический и ручной. Плюс ручных моделей — демократичная стоимость (в районе 10 тысяч рублей), минус — работа требует много времени и не исключён брак. Автоматический: преимущества — скорость, простота работы, исключены ошибки. Минус — цена порядка 150 тысяч рублей.
В последние годы многие производители используют универсальное устройство, совмещающее принтер и аппликатор. Очень удобен и при длительной эксплуатации означает экономию в изготовлении большого количества наклеек. Но потребуется начальный большой расход — самые бюджетные модели такого комбинированного устройства стоят начиная от 300 000 рублей. Внимание: при покупке техники не забудьте, что нужно приобрести программное обеспечение, к тому же потребуется оплата тарифа.
Алгоритм для производителя:
- Оформление УКЭР — без неё регистрация невозможна.
- Регистрация в ГС1 РУС (с получением логина и пароля к учётной записи).
- Непосредственно регистрация в «ЧЗ». Если подготовка проведена грамотно, то заявка будет одобрена в течение суток.
- Заполнение профиля.
- Подписание договора.
- Подключение оборудования к маркировочной системе — после этого этапа производитель сможет заказывать коды, регистрировать свой товар и вводить его в оборот.
- Установка программы отчёта, какой именно — на усмотрение владельца.
- Внедрение ЭДО.
Тестируем оборудование, обучаем персонал — и работаем. Теперь можно получать код, распечатывать наклейки с маркировкой и наносить их на товары.
Вниманию производителей: существуют (и регулярно обновляются) программы поддержки. Актуальную информацию постоянно можно получить на сайте «ЧЗ». Самая распространённая льгота — частичная компенсация расходов на маркировочное оборудование. В прошлом году множество производителей безалкогольных напитков воспользовалось рассрочкой (беспроцентной) и компенсацией затрат до 50%. Частичные льготы были ориентированы на производителей молочной продукции.
Для розничного сектора алгоритм подключения к системе схож, отличия будут в зависимости от характера реализуемых товаров и суммарного объёма торговли. Естественно, им не нужно приобретать устройства для создания и нанесения этикеток, но потребуется онлайн-касса. А компьютерное обеспечение подходит практически любое, начиная от Windows 7. Несут ответственность и маркетплейсы — их задача: проконтролировать вывод кода проданного товара из оборота.
Подводим итоги
Перечень товаров для обязательной маркировки расширяется ежегодно. Начинается со стадии эксперимента, затем вносятся чёткие требования к каждой группе продукции. Общие плюсы системы:
- исключение подделок как в оптовой, так и в розничной торговле;
- расширяются возможности маркетинга — можно легко проследить всю цепочку производитель-покупатель;
- получает дополнительные возможности система логистики — легче планировать систему движения и хранения товаров;
- автоматический контроль цен на все группы продукции;
- никакого ухода от уплаты налога;
- невозможность реализовать просроченный товар.
Дополнительное преимущество получил и рядовой покупать в момент покупки — с помощью обычного смартфона он сможет сканировать код и уточнить информацию о составе, включая состав продукта. В настоящее время отрегулирован и не создаёт проблем возврат покупателем товара.
Таможенный брокер КВТ делает идеальное доступным.
Позвоните и убедитесь сами +7 (495) 107-02-72