Маркировка одежды «Честный знак»

Маркировка обязательна для российских производителей одежды, импортёров зарубежной продукции и розничных торговцев. При отсутствии маркировки запрещена не только реализация, но и хранение, а также транспортировка одежды. Требование относится ко всем видам детских вещей, большинству пунктов женских и мужских товаров, к спецодежде.

Цель идентификации — прозрачность цепочки от производителя к конечному потребителю, гарантия не просто качества товара, но в первую очередь его безопасности. При наличии цифровой метки исключается контрафакт и гарантируется соответствие товаров санитарным и экологическим требованиям.

Что указывается в коде маркировки

На любых товарах, от строительных инструментов до детского питания должны содержаться данные о производителе и стоимости. На предметах текстиля дополнительно указываются и другие параметры:

  • размер одежды или постельного белья;
  • цвет ткани;
  • общая информация о фасоне;
  • материал — точные процентные соотношения состава;
  • требования к уходу (например, запрет химчистки или машинной стирки)

На каждый товарный экземпляр наносится его собственный код. То есть при производстве, транспортировке и реализации 100 совершенно идентичных футболок потребуется 100 индивидуальных кодов, нанесённых на этикетку КАЖДОЙ из них. Это относится ко всем предметам одежды — от шляп до детских носочков. Исключение составляют комплектные товары текстильной промышленности, — например, постельное бельё. Для него нужен один идентификатор на всю упаковку, а не поэкземплярный учёт.

маркировка одежды

Обязательные к маркировке товары и исключения

Входят в перечень обязательной маркировки и такие специфические товары, как чулки от варикозного расширения вен и компрессионные изделия. Краткий список товаров, которые подлежат маркировке с 1 марта:

  • вся детская одежда;
  • нижнее бельё;
  • галстуки и шейные платки;
  • пижамы и майки;
  • перчатки и митенки;
  • купальные костюмы.

Маркировка одежды не требуется в нескольких случаях:

  • при ввозе в Россию для личного пользования;
  • при торговле в секонд-хенде;
  • при экспонировании на ярмарках и выставках БЕЗ продажи;
  • при индивидуальном пошиве в ателье или у частного мастера по персональному заказу;
  • при прохождении испытания на соответствие стандартам РФ и ЕАЭС.

При реализации вещей в комиссионных магазинах существуют различия для товаров, пришедших с кодом или принятых от частных лиц. Бывшие в употреблении товары также необходимо описать в ЧЗ, запросить код, а только после этого вводить в оборот.

Как происходит на практике оформление маркировки

Производители товара в России и импортёры

Продавцы оптовых партий товара

Розничные торговцы

  1. Заказ кода.
  2. Нанесение маркировки на каждый экземпляр.
  3. Ввод в оборот.
  4. Формирование УПД.
  1. Сверка информации по УПД и реальных кодов на полученном товаре.
  2. Регистрация товара в системе ЧЗ.
  1. Получение УПД.
  2. Подтверждение приёмки (ЭДО).
  3. Сканирование кода в момент продажи.
  4. Добавление данных в чек
  5. Отправка информации в ЧЗ.

После реализации и отметки на кассе конкретный код товарной единицы выбывает из оборота. Весь обмен информацией на каждой стадии цепочки происходит исключительно через ЭДО.

Основные даты 2025 года

В текущем году предусмотрено несколько этапов перехода на полную маркировку одежды — каждая из дат означает крайний срок введения правил в действие:

01.03.25 — увеличение количества позиций, обязательных для маркировки

01.07.25 — запрет на ввоз предметов одежды без маркировки, если они были закуплены для реализации до 28.02.25 г.

01.08.25 — полный запрет на реализацию немаркированных остатков.

30.09.25 — крайний срок ввода в оборот импортированной одежды, если она приобретена ранее введения маркировки (дата выпуска такой продукции 01.03.—30.06. 25 г.)

01.11. 25 — выполнить требование по описанию товарных остатков, на них необходимо заказать коды для маркировки

01.12.25 — до этой даты нужно ввести в оборот промаркированные остатки(находящиеся в собственности на 1 марта 2025 года).

маркировка одежды

Этапы оформления

Работа с импортными товарами и с продукцией производителей РФ почти идентична. Но существуют дополнительные требования к моменту маркировки ДО пересечения границы.

Алгоритм ввоза импортной одежды

  1. Регистрация в системе ЧЗ.
  2. Описание товаров в Национальном каталоге.
  3. Непосредственно получение кодов.
  4. В заявке на коды маркировки указать в графе «способ выпуска» — импорт.
  5. Передать коды производителю или ответственному за перевозку груза. Внимание: правила отличаются для товаров из государств евразийского союза и третьих стран.
  6. Отправить сведения о ввозе товара в РФ в систему Честный Знак.

Оптовым и розничным торговцам, которые уже ввели ранее маркировку на часть предметов одежды, в 2025 предстоит просто разобраться с остатками и грамотно ввести (либо вывести) их в оборот. А вот тем, кто впервые начинает работу с кодами товаров, предстоит выполнить весь алгоритм:

  • оформить КЭП;
  • купить Рутокен;
  • установить на компьютер специальный плагин и драйвер;
  • заключить договор по ЭДО;
  • зарегистрировать личный кабинет в ЧЗ;
  • оформить вход в ГС1 РУС.

Потребуется и приобретение недостающей техники для нанесения, учёта и чтения маркировки. На уже работающей технике обычно достаточно простого обновления программ. Основное оборудование:

  • 2D сканер;
  • принтер этикеток;
  • онлайн-касса.

В розничной торговле зачастую требуется и перемаркировка одежды. Это необходимо в трёх случаях:

  1. Этикета повреждена (нечитаема).
  2. Сканер не может распознать и идентифицировать информацию.
  3. Товар возвращён покупателем (при этом старый код, естественно, в момент продажи был выведен из оборота).

Потребуется выполнять все этапы, как и при новой маркировке — заказать код в ЧЗ, нанести его на товар и заново ввести его оборот. Сложнее выполнять маркировку обычнойрй для розничных магазинов комплектациии наборов — например, шапка, шарф, перчатки, снуд. Здесь нужны коды на каждый из предметов ПЛЮС один общий.

К чему приводит отсутствие маркировки

При любых нарушениях правил маркировки неизбежна конфискация товара. Размеры штрафов зависят от конкретного перечня нарушений и их объёма.  выплаты до 300 тысяч рублей.Нарушение в особо крупных размеров помимо конфискации и штрафа предусматривает реальный срок отбытия наказания до шести лет. Внимание — конфискация таких товаров относится к разряду БЕЗВОЗВРАТНЫХ. Точные суммы штрафов в зависимости от характера нарушений регламентированы статьёй 15.12. КоАП.