15 мая 2015

Как таможенная служба ЦЭД оптимизировала

Регулирование общественных правоотношений осуществляется властями с помощью правовых актов, выполнение которых обязательно для неограниченного круга лиц. Нормативы создают общепринятые и понятные правила действия, рассчитанные на неоднократное применение. Граждане и юридические лица опираются на них, когда им нужно урегулировать, изменить или прекратить общественные правоотношения, то есть берут на себя обязательства выполнять предписанные нормы.

Эти азбучные истины растолкует любой юрист, и он же подскажет, что свежеизданный правовой акт должен быть непременно зарегистрирован и опубликован – только тогда он станет обязательным для выполнения «неопределенным кругом лиц». Конечно, быстро такие дела не делаются, но ведь и вопрос не так уж прост. Речь идет ни много, ни мало о соблюдении прав граждан и организаций, которые могут быть гарантированы только при условии наличия понятного и логичного порядка. Нельзя же вот так вдруг взять и изменить процедурные правила и правовые нормы, когда «левая нога захочет».

Всесилие телетайпограммы

Однако, как оказалось, есть ведомство, которое не считает для себя необходимым соблюдать скучную процедуру оформления приказов через Минюст. Органом этим является Федеральная таможенная служба, которая отринула утомительную государственную рутину, заменив ее рассылкой срочных сообщений по телетайпу. Проще говоря, телетайпограмма превратилась в уникальный инструмент, с помощью которого ФТС осуществляет регулирование собственной деятельности и отношений с гражданами и юридическими лицами. А чтобы ни у кого не было повода для придирок, 9.07.2014 года был издан приказ №1331, которым была оперативно утверждена форма телетайпограммы.

Слов нет, телетайп – вещь нужная и полезная, когда есть необходимость срочно передать информацию, высказать мнение по спорной ситуации или ответить на срочный запрос. Но телетайпограмма не может стать заменой собственно нормативного правового акта, о чем недвусмысленно говорится в правительственном постановлении №1009 от 13 августа 1997 года, в котором говорится о недопустимости издания нормативных правовых актов посредством рассылки писем и телеграмм. Но с тех пор много воды утекло и сменилось не одно начальство. Нынешние же таможенные власти легко обходят установленные правила с помощью все тех же телетайпограмм, в которых мгновенно воплощаются любые пожелания руководства ФТС.

Наглядным примером такого «нормотворчества» стал приказ от 21 апреля 2015 года, который, как по мановению волшебной палочки, серьезно ограничил правомочия ЦЭД, в обязанности которых входит таможенная очистка товаров, декларируемых в электронном виде. По указанию главы ведомства Андрея Юрьевича Бельянинова была урезана львиная доля товарной номенклатуры, с которой ЦЭД могут совершать таможенные операции (в их числе – мясо, рыба, овощи, колбасы, фрукты, солодовые экстракты и т. д.). Кроме того, запрещаются любые операции с товарами, ввозимыми в ЕАЭС через морские или речные порты. В результате новации центры были превращены в таможенные посты, обладающие крайне урезанной компетенцией.

Незнание законов

Вот и получается, что руководство ФТС в «телетайпном» режиме раздает распоряжения, имеющие все признаки нормативных актов. Судите сами – новая норма обязательна для неопределенного круга лиц, рассчитана на многократное применение и ограничивает права граждан, которые по закону имеют возможность декларировать товары в любом правомочном таможенном органе, в том числе и ЦЭД. Однако, по словам самих участников внешнеэкономической деятельности, центры отказывают им в удаленном выпуске на основании ст. 190 ТК Таможенного союза, которая регламентирует деятельность таможенных органов, не уполномоченных принимать таможенные декларации. Также сотрудники ЦЭД ссылаются на телетайпограмму № тф-289, в которой содержится запрет на выпуск перечисленной товарной номенклатуры.

При этом в той же статье имеется указание на то, что правомочия таможенных органов определяет национальное законодательство, а именно - закон «О таможенном регулировании». Этот обширный документ содержит, в числе прочих, статьи №№ 10 и 205. Первая из них гласит, что таможенная служба может создавать специализированные органы или подразделения для выполнения ограниченного количества функций или таможенной очистки некоторых видов товаров. Во второй статье говорится, что создание специализированных таможенных органов (о которых говорится в ст.10) возможно только в двух случаях:

  • если необходимо обеспечить условия для ускоренного прохождения отдельных видов товара;
  • если требуются должностные лица, имеющие узкоспециальные познания о специфических группах товаров.

Как видим, деятельность ЦЭД, организованных по приказу ФТС №2244 от 25.11.2010 года полностью подпадает под положение закона о специализированных таможенных органах. Вот только в законе нет ни слова об ограничении их компетенции в отношении тех или иных товарных позиций.

Судебная защита

У участников ВЭД уже есть опыт оспаривания решений ФТС в судах. Не так давно ведомство издало приказ №779, в котором таможенные органы Москвы и Московской области наделялись правом совершения операций с отдельными товарными позициями ТН Таможенного союза. Несмотря на то, что это распоряжение было зарегистрировано и опубликовано в соответствии со всеми правилами, Высший арбитражный суд отменил его на том основании, что оно закрепляло право совершения таможенных процедур с отдельными категориями товаров и тем самым лишало декларанта возможности осуществить свои права, обращаясь для подачи декларации в любой правомочный таможенный орган.

При рассмотрении похожего дела, касающегося аналогичной нормы ТК Российской Федерации, ВАС вынесло определение, в котором было четко указано, что ФТС не может произвольно пользоваться ограничениями в отношении товаров, а каждый подобный случай должен получить достаточное обоснование. А именно этим недостатком зачастую грешит ФТС, облекая необоснованные приказы в форму телетайпограмм.

Несмотря на некоторые различия, все же можно провести параллели между вышеописанной ситуацией и той, что сложилась вокруг ЦЭД. Здесь декларантов, вопреки действующему законодательству, также ограничили в возможности подавать декларацию на любые виды товаров. И очень неприятно, что участникам ВЭД, посчитавшим данный приказ неправомерным, видимо, тоже придется пройти весь путь судебной тяжбы против ведомства.

Вопросы и ответы

На запрос сетевых СМИ, попросивших объяснить причины появления телетайпограммы, был получен ответ, что решение принято для оптимизации совершения таможенных операций в свете Постановления Правительства РФ «О мерах по реализации указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 ода № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях реализации обеспечения безопасности Российской Федерации» от 7.08.2014 года №778.

Выходит, что руководство ФТС едва ли не через год вспомнило о необходимости выполнять постановление Кабинета министров, принятое по следам санкций летом прошлого года, а жертвой «бдительности» почему-то оказались ЦЭД. И неужели постановление правительства настолько развязало руки руководству таможни, что под лозунгом обеспечения выполнения его требований можно пойти на нарушение таможенного законодательства? Похоже, этот вопрос останется без ответа.

Однако имеются подозрения, что под броским словом «оптимизация» скрывается не что иное, как желание полностью избавиться от такого явления, как электронное декларирование. А это говорит только о том, что ФТС не вполне справляется с задачами по обеспечению таможенных операций удаленного выпуска, поэтому в службе решили просто избавиться от неудобной услуги. Хотя, возможно, мы просто не все знаем, и впереди нас ожидают новые грандиозные начинания от ФТС, с которыми нас обязательно ознакомят в очередной телетайпограмме или даже СМС-ке. Почему бы и нет?

Таможенный брокер КВТ делает идеальное доступным.

Позвоните и убедитесь сами +7 (495) 107-02-72