Автоперевозки в апреле 2016 года
Прогнозы относительно отрасли автомобильных грузоперевозок на апрель текущего года не оправдались: резкого спада здесь не произошло, и пока наблюдается стабильность. Оборот груза, перевозимого автотранспортом, за первый квартал этого года составил более 48 миллионов тонн на километр (по данным Росстата). Это гораздо выше недавних прогнозов. Уже в марте отрицательная динамика грузооборота достигла своего минимального значения, это касается также объемов грузоперевозок автомобилями.
В отрасли железнодорожных перевозок за указанный промежуток времени наблюдается положительная динамика: по сравнению с прошлым годом грузооборот вырос на 0.5%, объемы железнодорожных грузоперевозок выросли на 0.8%. Это позволяет сделать вывод: некоторая часть грузопотока с автодорог перешла на рельсы.
Продолжительность данной ситуации вызывает сомнения у экспертов, ведь эта отрасль в апреле уже продемонстрировала самое низкое значение спада: объем грузооборота в этом месяце был лишь на 1.5% ниже, чем в предыдущем, что не позволяет говорить о серьезных проблемах данной отрасли.
Однако скорость снижения оборота грузов до сих пор превышает размер объема перевозок. Это объясняется переносом грузопотока на транспорт, следующий по железной дороге, а также на водный в связи с открытием навигации. Автомобильные грузоперевозки на дальних расстояниях пока уступают ведущие позиции данным видам транспорта.
Экспертные оценки обещают некоторое улучшение апрельских показателей по сравнению с мартом. Опрос самих грузоперевозчиков говорит о тенденции к стабильности. Вопрос относительно спада грузооборота автоперевозок на дальних расстояниях недавно поднимался на совещании Министерства транспорта России.
Международные перевозки: тенденция к ослаблению
Главной проблемой автологистики на сегодняшний день остается спад международных грузоперевозок. Министр транспорта М.Ю. Соколов заявляет, что причиной этому является непростая политическая ситуация в мире. В апреле российские автоперевозчики столкнулись с двумя крупными международными проблемами: трудности получения разрешения на въезд на территорию Польши и блокировка границы украинской стороной. Данные непростые вопросы удалось разрешить только к концу месяца.
Решением проблемы стало изменение привычных транспортных цепочек, связывающих наше государство со странами Европы. Большую часть грузов, ранее перевозимых по автодорогам Польши, пришлось перенести на водный транспорт через порты России и Финляндии. Также значительная доля международных грузов была отдана железнодорожным и паромным транспортировкам.
Несмотря на это, российская отрасль автомобильных грузоперевозок даже в условиях кризиса остается одной из самых мощных и емких на континенте – об этом заявляет замминистра транспорта Н.А. Асаул. Этому способствует заключение двусторонних соглашений о международном автомобильном сообщении с 54 странами, из них с 45 у России имеются налаженные отношения касаемо автоперевозок.
На сегодняшний день доля автотранспортных грузоперевозок в обороте внешней торговли нашей страны составляет приблизительно одну четвертую часть. Несмотря на возрастающую конкуренцию и кризис, российские автоперевозчики на рынке импортно-экспортных транспортировок сохраняют долю в 40%. Из них основную часть составляют средние и мелкие предприятия: более половины действующих логистических компаний имеют автопарк размером менее десяти единиц.
Николай Анатольевич обращает внимание и на значительно возросшее в прошлом году количество выданных разрешений для автоперевозчиков из России: в сравнении с 2014 годом это значение выросло на 12%. При этом объемы транспортировок из европейских государств несколько снизились, одновременно заметно активизировавшись в направлении азиатских стран.
Такие же тенденции ожидаются в сфере международных автоперевозок и в текущем году. Этому способствует и заключение соглашения правительствами стран, входящих в состав ШОС, обеспечивающее благоприятные условия для транспортировок грузов по автодорогам в зоне ШОС.
Большим достижением можно считать и получение согласия Транспортного Министерства Китая на транспортировку грузов нашими автомобилями в Россию. Направление транзита проходит через Казахстан, правительство которого полностью поддержало все положения данного соглашения. Пока договор имеет временный характер, но в планах Минтранса реализовать соглашение в полном масштабе.
Прогнозы на развитие отрасли автоперевозок в мае
Апрельские опросы дальнобойщиков пока говорят об их опасениях масштабного переключения транспортировки грузов по автотрассам. Это связано с вводом в России новой системы оплаты грузоперевозок на тяжелых автомобилях «Платон». Ожидается, что к осени настроения водителей изменятся в положительную сторону по мере привыкания к новым правилам.
В апреле никаких крупных митингов и протестов со стороны автоперевозчиков не случилось – это дает оптимистичные прогнозы касательно «Платона». Полугодовалая забастовка дальнобойщиков против данной системы оплаты закончилась проведением их съезда и созданием Объединения перевозчиков России, в которое вошли водители из более чем тридцати российских регионов.
Председателем новой организации назначили Александра Котова, который отметил, что протест на данном собрании был разбит на мелкие брызги. Противодействие новому закону постепенно стало сходить на нет – это означает, что отрасль постепенно адаптируется к новым условиям. Прогнозы на ситуацию в мае пока неоднозначные, и результаты месяца покажут, в какую сторону в дальнейшем будет двигаться сфера автомобильных перевозок в России.
Таможенный брокер КВТ делает идеальное доступным.
Позвоните и убедитесь сами +7 (495) 107-02-72