Блог
29 октября 2024
Клиентоцентричность таможни: почему её не существует
Представители таможенных органов в публичном пространстве нередко говорят о клиентоцентричности таможни, о желании сделать таможню “незаметной” для добросовестных предпринимателей, автоматизированной, удобной, понятной. И это не просто маркетинговые слоганы, существует действующий документ, прописывающий принципы клиентоцентричности таможни.Среди этих принципов можно найти, например, “объективность, единообразие и адекватность принимаемых решений”. “Аналогичные ситуации и запросы решаются единообразно. Изменение подхода является системным, а не результатом случайности или субъективных преференций”, – говорится в одном из пунктов документа.
И ещё есть вот такое: “Таможенные органы ориентируются не на формальное рассмотрение вопросов, а на предусмотренный нормативными правовыми актами положительный результат, требуемый исходя из жизненной ситуации, для достижения которого участнику внешнеэкономической деятельности оказывается необходимое содействие”.
То есть мы видим благие намерения, задекларированные документом. Однако сложно представить, чтобы орган, прямая задача которого – выполнение плана по собираемости платежей в бюджет всеми доступными способами, миндальничал с предпринимателями.
На прошлой неделе глава ФТС Валерий Пикалёв отчитался о том, что за 9 месяцев ФТС удалось собрать для казны 5 триллионов 84 млрд рублей. Количество дел об административных нарушениях возросло на 7,8% по отношению к тому же периоду прошлого года. И если для таможни такие данные – свидетельство её успеха на поприще борьбы с правонарушениями, то для предпринимателей на практике – это административные дела за недоплату в казну каких-нибудь трехсот рублей. Это такое взаимодействие, при котором и сам таможенный орган тратит на пересылку корреспонденции больше денег, чем взымает штрафов по таким правонарушениям.
А ещё это неадекватные корректировки стоимости по декларациям, очень отдаленно похожим на ту, которая корректируется. Это кросспроверки на постконтроле таможнями друг друга, когда меняется код ТН ВЭД совершенно произвольно и даже абсурдно (при том, что и на “входе” таможня проверяла все вручную, а не автоматом). План выполняется за счет подхода “с паршивой овцы хоть шерсти клок” и “после отчетного периода кое-что вернем”. А принципы клиентоцентричности (если мы говорим о них, как о соблюдении некоторых интересов клиента, а не о принципе “обобрать клиента как липку”) просто не укладываются в ту же парадигму, в какой существуют отношения предприниматель-таможня.
С другой стороны если воспринимать слово “клиентоцентричность” как намек на то, что таможня на “клиенте” концентрируется, взгрызается мертвой хваткой и вытряхивает из него всё до последней монетки, то, возможно, и нет никакого противоречия.
Таможенный брокер КВТ делает идеальное доступным.
Позвоните и убедитесь сами +7 (495) 107-02-72