1 августа 2014

В свете санкций России приходится выходить на новые рынки

В новом мире, где на российскую экономику и бизнес накладываются санкции, российским промышленникам необходимо переориентироваться на Азию. А значит, нужно изучать азиатские языки, специфику рынков развивающихся азиатских стран. Придётся не брезговать и контактами с авторитарными государствами, которые по политическим причинам находятся в изоляции разной степени. Такие контакты правительство предполагает использовать, чтобы увеличить экспорт промышленных товаров российского производства.

Таможня Азии

Переориентация России на Азию уже сказывается. С января по май 2014 года товарооборот России и Китая со странами, входящими в объединения АСЕАН и БРИКС, вырос почти на пять процентов, и сюда входит не только экспорт необработанного сырья.

Задача, которую Дмитрий Медведев поставил в июле российским торговым представителям, достаточно амбициозна. Темпы роста российской внешней торговли должны превысить среднемировые, а для этого они должны составить не менее 6%.

Только ленивый сегодня не говорит о проблеме зависимости российской экономики от сырьевого экспорта. Ещё в статусе президента Медведев поднимал эту тематику. Сегодня, будучи премьер-министром, он занимается конкретикой. Торгпредства России уже знакомы с составленной в правительстве «дорожной картой», согласно которой одна из главных задач – наращивание экспорта не сырья, а готовой промышленной продукции. Торгпредства также должны активнее лоббировать интересы российских компаний в других странах (в том числе через ВТО) и более интенсивно привлекать иностранный капитал к инвестициям в российскую промышленность.

На данный момент зависимость России от сырьевого экспорта крайне велика – сырые продукты составляет более половины экспортного оборота, а на мировом рынке несырьевых товаров доля России непропорционально мала – порядка 1,5%. Чтобы исправить ситуацию, Дмитрий Медведев призвал торгпредов привлекать к своим проектам не только крупный бизнес, но и малый и средний, а также привлекать компании из регионов России. Защита российского бизнеса должна включать отслеживание случаев дискриминации, принятие ответных мер и их разъяснение зарубежным деловым кругам.

В свете такого поворота логичным выглядит и повышение ранга торгпредов в государстве. Теперь они относятся к высшей группе должностей гражданской и государственной службы, и их оклад соответствующим образом повышается, что говорит о важности службы для государства.

Вместе с тем усложняется и работа торговых представителей, поскольку рынков для продажи российских товаров становится всё меньше. Алексей Улюкаев, министр экономического развития, выступавший вслед за Медведевым, описал те блоки стран, с которыми необходимо работать особенно плотно. Эти структурные блоки включают в себя развитые экономики, развивающиеся страны с рынком на подъёме и страны с административно-командными способами управления.

Санкции против России в связи с политической обстановкой вводит в основном первый блок стран. Торгпреды в этих странах должны в таких сложных условиях изыскивать средства, чтобы осуществлять трансферт технологий, привлекать инвестиции из этих стран и мотивировать бизнес-круги этих государств основывать собственные предприятия на территории России.

На этом фоне гораздо более привлекательно выглядят страны из второго блока – развивающиеся (или растущие, смотря как считать). Российские товары на этих рынках конкурентоспособны и по качеству, и по соотношению качества и цены. Здесь шансы на торговые успехи максимальны.

Что же до группы авторитарных стран, то в них (в условиях сильного правительственного контроля) роль торгпредств исключительно важна. Это единственный способ наладить мосты между бизнесом и тамошними рынками. Улюкаев подчёркивает, что диалог с такими странами должен вестись через государственные органы.

Неофициальные обсуждения на мероприятии касались темы санкций и давления, которое на Россию оказывается через третьи страны. Внешняя торговля государства очень тонко реагирует на подобные воздействия, что вынуждает государство гибко реагировать во внешнеторговой политике. Алексей Лихачёв, заместитель Улюкаева, в беседе с корреспондентом сравнил ситуацию с дарвиновской моделью эволюции: выживанию способствует не грубая сила, а своевременная и адекватная реакция на перемены среды.

Первой и самой очевидной (практически рефлекторной) реакцией России был перенос нагрузки на альтернативные рынки. Суммарный рост товарооборота России и Китая с января по май 2014 года вырос почти на 5%, заметную долю в этой цифре составляют товары. Растут и темпы оборота в рамках организаций АСЕАН и БРИКС, которые не поддерживают санкции против российской экономики. Более того, уровень торговли и взаимодействий типа B2B растёт не только между отдельными странами, но и блоками развивающихся стран – Латинской Америки, Азиатско-Тихоокеанского и Южноафриканского регионов. Лихачёв подтверждает, что это сознательная политика руководства России, и в дальнейшем эти взаимоотношения планируется укреплять дальше.

Названный премьер-министром рост оборота в 6% выглядит достаточно амбициозно, но он реален, уверяет Дарья Желаннова, заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари». Большую роль здесь может сыграть успех российского ВПК, продукция которого востребована во всём мире: по экспорту вооружений Россия занимает на сегодня второе место в мире, к тому же армия активно перевооружается, что стимулирует и производство, и разработки. Новые системы (к примеру, ЗРК нового поколения С-400) могут в скором времени поставляться в Китай.

И азиатским, и латиноамериканским странам может быть интересна продукция российского машиностроения. Весомые контракты могут быть заключены на постройку атомных электростанций и поставку ядерного топлива. Российские компании могут участвовать в разработке трудных месторождений – к примеру, в шельфовом бурении и работах в других экстремальных условиях.

Максим Плешков, аналитик агентства «Рус-Рейтинг» также согласен с Желанновой, что увеличить внешние обороты на 6% вполне реально, но считает необходимым для этого пересмотреть некоторые принципы работы государства. Так, по мнению Плешкова, государство должно выработать единую и последовательную внешнеторговую политику, направлять в едином ключе работу торгпредств. Таможенные процедуры для российских производителей должны быть упрощены, а экспортёры должны получать финансовую поддержку в виде специального кредитования и страхования.

Наши услуги:

Таможенный брокер КВТ делает идеальное доступным.

Позвоните и убедитесь сами +7 (495) 107-02-72